«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом
Председателя советаДвижения
№___от «___»______ 2023 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о противодействии коррупции
в Санкт-Петербургском региональном общественном движении помощи детям,
оставшимся без попечения родителей «Петербургские Родители»
1. Общие положения
1.1. Данное положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с положениями Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Законом Санкт-Петербурга от 14 ноября 2008 г. № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге»
1.2. Положение представляет собой комплекс взаимосвязанных процедур и мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Санкт-Петербургского регионального общественного движения помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Петербургские Родители» (далее – Движение).
1.3. Положение разработано в целях:
- предупреждения коррупции в Движении;
-обеспечения соответствия деятельности Движения требованиям антикоррупционного законодательства;
- обобщения и разъяснения основных требований законодательства РФ в области противодействия коррупции, применяемых в Движении;
- установления обязанностей работников Движения по соблюдению принципов настоящего Положения, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также мероприятия по предотвращению коррупции.
1.3. Задачами антикоррупционной политики Движения являются:
- формирование действенной системы мер, реализуемых в Движении, по вскрытию фактов коррупционных правонарушений при исполнении должностных обязанностей, принятию мер воздействия в отношении нарушителей в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений;
- формирование у работников Движения единообразного понимания позиции Движения о непринятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- установление обязанности работников Движения знать и соблюдать ключевые нормы антикоррупционного законодательства, требования настоящего Положения и процедуры по предотвращению коррупции;
- минимизация риска вовлечения работников Движения в коррупционную деятельность;
- обеспечение привлечения к ответственности работников Движения за коррупционные правонарушения, за несоблюдение требований антикоррупционной политики Движения.
1.4. Противодействие коррупции в Движении осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности Движения;
- приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию;
- комплексного использования организационных, информационно-пропагандистских и других мер;
- приоритетного применения мер по предупреждению коррупции неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
1.5. Термины и понятия, используемые в Положении:
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в том числе совершение деяний, от имени или в интересах юридического лица;
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества, либо в виде незаконных оказанных ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Учреждение вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;
Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию);
Коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за которые нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
Предупреждение коррупции – деятельность Учреждения направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (п.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Личная заинтересованность работника – возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
2. Область применения настоящего Положения и круг лиц, на которых распространяется его действие
2.1. Настоящее Положение распространяется на руководителя Движения и работников Движения вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
2.2. Нормы настоящего Положения могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Движение вступает в договорные отношения, в случае, если это закреплено в договорах, заключаемых Движением с такими лицами.
3. Профилактика (предупреждение) коррупции
Меры по предупреждению коррупции включают в себя:
- формирование среди работников нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционную экспертизу локальных нормативных актов и их проектов;
- рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение должностей в Движении, а также проверку сведений, представляемых указанными гражданами при заключении трудового договора;
- внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение работниками своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность или при его поощрении;
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на недопущение коррупционных и иных правонарушений, обеспечение добросовестной работы Движения;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- организация и проведение антикоррупционного просвещения работников, проведение учебных и методических мероприятий с работниками, направленных на повышение корпоративной культуры и нетерпимости к коррупционным и иным правонарушениям;
- проведение оценки коррупционных рисков в Движении, определение перечня должностей, исполнения обязанностей по которым связано с коррупционными рисками, а также создание механизмов, препятствующих коррупционным и иным правонарушениям;
- недопущение использования поддельных документов;
- недопущение неправомерных выплат работникам денежных средств, принятие полного комплекса мер по возврату денежных средств, неправомерно выплаченных работникам, третьим лицам, в том числе в случае установления фактов необоснованно завышенных выплат работникам Движения.
4. Основные направления работы по противодействию коррупции
4.1. Создание механизма взаимодействия органов управления с гражданами и институтами гражданского общества;
4.2. Принятие административных и иных мер, направленных на привлечение работников и родителей (законных представителей) обучающихся к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в коллективе и у родителей (законных представителей) обучающихся негативного отношения к коррупционному поведению;
4.3. Конкретизация полномочий педагогических, непедагогических и руководящих работников Движения, которые должны быть отражены в должностных инструкциях;
4.4. Уведомление в письменной форме работниками Движения администрации обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
4.5. Создание условий для уведомления обучающимися и их родителями (законными представителями) администрации Движения обо всех случаях вымогания у них взяток работниками Движения.
5. Реализуемые Учреждением антикоррупционные мероприятия
5.1. Общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции, осуществляют Председатель движения и должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений.
5.2. Должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных правонарушений назначается приказом Председателя совета Движения. В случае выявления коррупционных рисков или иной информации, указывающей на нарушение данного Положения, незамедлительно сообщает о всех фактах Председателю Движения.
5.3. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:
- разработка и принятие Кодекса этики и служебного поведения работников Движения;
- разработка и внедрение положения о конфликте интересов;
- ознакомление работников Движения с антикоррупционным положением, а также мерами по предупреждению коррупции.
5.4. Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:
- введение процедуры информирования работников Движения руководителя Движения и своего непосредственного руководителя о случаях склонения его к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
- введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами учреждения или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.);
- введение процедуры информирования работников Движения руководителя Движения и своего непосредственного руководителя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов;
- проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности Движения, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
5.5. Обучение и информирование работников Движения:
- ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в Движении;
- проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
- организация индивидуального консультирования работников Движения по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур, исполнения обязанностей.
5.6. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита Движения требованиям антикоррупционной деятельности Движения:
- осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур;
- осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета;
- осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам.
5.7. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы:
- проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
- подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
6. Меры по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами Движения
6.1. Работа по предупреждению коррупции при взаимодействии с контрагентами Движения проводится по следующим направлениям:
- установление и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми контрагентами Движения, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении хозяйственной деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах;
- внедрение специальных процедур проверки контрагентов Движения в целях снижения риска вовлечения Движения в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с контрагентами (сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, участии в коррупционных скандалах и т.п.);
- распространение на контрагентов применяемых в Движении программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции;
- включение в договоры, заключаемые с контрагентами, положений о соблюдении антикоррупционных стандартов (антикоррупционной оговорки);
- размещение на официальном сайте информации о мерах по предупреждению коррупции.
7. Подарки и представительские расходы
7.1. Подарки и представительские расходы, в том числе на деловое гостеприимство, которые работники Движения от имени Движения могут использовать для дарения другим лицам и организациям, либо которые работники, в связи с их профессиональной деятельностью в Движении, могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать совокупности указанных ниже критериев:
- быть прямо связанными с целями деятельности Движения;
- быть разумно обоснованными, соразмерными и не являться предметами роскоши;
- не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
- не создавать репутационного риска для Движения, работников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках или представительских расходах;
- не противоречить нормам действующего законодательства, принципам и требованиям настоящего Положения, другим локальным нормативным актам Движения.
7.2. Подарки в виде сувенирной продукции (продукции невысокой стоимости) с символикой Движения, предоставляемые на выставках, презентациях, иных мероприятиях, в которых официально участвует Движение, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых материалов.
7.3. Не допускаются подарки от имени Движения, работников Движения и его представителей третьим лицам в виде денежных средств, наличных или безналичных, в любой валюте.
8. Антикоррупционное просвещение работников Движения
8.1. Антикоррупционное просвещение работников Движения осуществляется в целях формирования антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к коррупционному поведению, повышения уровня правосознания и правовой культуры работников на плановой основе посредством антикоррупционного образования и антикоррупционного консультирования.
8.2. Антикоррупционное образование работников Движения осуществляется за счет Движения в форме подготовки (переподготовки) и повышения квалификации должностных лиц Движения, ответственных за реализацию антикоррупционной политики Движения.
8.3. Антикоррупционное консультирование осуществляется в индивидуальном порядке должностными лицами Движения, ответственными за реализацию антикоррупционной политики Движения. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции, в том числе по вопросам урегулирования конфликта интересов, проводится в конфиденциальном порядке.
9. Внутренний контроль и аудит
9.1. Система внутреннего контроля и аудита способствует профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Движения.
9.2. Задачами внутреннего контроля и аудита в целях реализации мер предупреждения коррупции являются обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Движения и обеспечение соответствия деятельности требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов Движения.
9.3. Для реализации мер предупреждения коррупции в Движении осуществляются следующие мероприятия внутреннего контроля и аудита:
- проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;
- контроль документирования операций хозяйственной деятельности Движения;
- проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.
9.4. Проверка соблюдения организационных процедур и правил деятельности, значимых с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции, охватывает как специальные антикоррупционные правила и процедуры, так и иные правила и процедуры, представленные в Кодексе этики и служебного поведения работников Движения.
9.5. Контроль документирования операций хозяйственной деятельности Движения, прежде всего, связан с обязанностью ведения Движения финансовой (бухгалтерской) отчетности и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составление неофициальной отчетности, использование поддельных документов, запись несуществующих расходов, отсутствие первичных учетных документов, исправление в документах и отчетности, уничтожение документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
9.6. Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска проводится в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов, благотворительных пожертвований, вознаграждений с учетом обстоятельств – индикаторов неправомерных действий:
- оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
- предоставление подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ работникам Движения, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
- выплата посреднику или контрагенту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для Движения или плату для данного вида услуг;
- закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных цен;
- сомнительные платежи наличными денежными средствами.
10. Сотрудничество с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
10.1. Движение принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых Движению (работникам Движения) стало известно.
10.2. Движение принимает на себя обязательство воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
10.3. Сотрудничество с правоохранительными органами заключается в:
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Движения по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.
10.4. Руководству Движения и его сотрудникам следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях.
10.5. Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.
11. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований настоящего Положения и нарушение антикоррупционного законодательства
11.1. Движение и все работники должны соблюдать нормы Российского антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным законом РФ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами, основанными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет подкупа и запрет посредничества во взяточничестве.
11.2. Работникам строго запрещается, прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях - предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки.
11.3. Все работники Движения вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ, за не соблюдение принципов и требований настоящего Положения.
11.4. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
12. Порядок пересмотра и внесения изменений в настоящее Положение
12.1. Движение осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации данного Положения. Должностное лицо, на которое возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, ежегодно представляет Председателю Движения соответствующий отчет, на основании которого в настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения.
13.2. Пересмотр Положения может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство РФ.